вторник, 20 августа 2013 г.

Анализ ЕГЭ по биологии 2013 года


http://www.stksosh.edusite.ru/p51aa1.html
Анализ выполнения экзаменационных работ и характеристика уровня подготовки участников ЕГЭ по биологии в 2013 году в Курганской области


Задания части С1 посвящены использованию теоретических знаний в практической деятельности. В этом блоке лучшие результаты получены при ответах на вопросы, касающиеся наиболее известных школьникам из повседневного опыта объектов и явлений. Например, вопрос о роли дождевых червей в повышении плодородия почвы. Больше всего затруднений вызвал вопрос о популяционных взаимодействиях между волками, северными оленями и ягелем. Этот вопрос поставил многих учащихся в тупик из-за того, что они не понимали, что такое ягель, к какому царству органического мира он относится.

Задания части С2 проверяют умение экзаменуемых работать с текстом и рисунками, или анализировать текст биологического содержания, выявлять ошибки и исправлять их, предложив правильные формулировки. Для успешного выполнения такого задания необходимо обладать умением внимательно читать текст, анализировать его и корректно формулировать свои мысли в письменной форме. Так, многие учащиеся только отмечали номера предложений, в которых были допущены ошибки и, соответственно, получали за такую работу 0 баллов. Другие не могли правильно и последовательно изложить свои мысли. Например, при исправлении суждения: «Тироксин уменьшает содержание сахара в крови», - был получен ответ: «Инсулин».  Направление мысли участника ЕГЭ правильное, однако в ответе не сказано какое именно влияние оказывает инсулин на содержание сахара в крови, соответственно, ответ на вопрос не дан.  
Также традиционно в этом блоке много внимания уделяется оценке знаний по систематике, а также наиболее важных свойств типов и классов животных и растений. В этом году задания были по определению систематических категорий растений. Учащиеся путают классы и семейства, относят к покрытосеменным растениям только те, семя которых расположено в сочной мякоти плода (яблоко) и т.д.
Задания части С3 предполагают проверку умений обобщать и применять знания по разделам биологии:
- многообразие живого на планете;
- процессы жизнедеятельности, протекающие на организменном уровне, у представителей различных царств живой природы и человека.
При решении этих заданий учащиеся должны продемонстрировать знание признаков таксонов и связать их с экологическими и эволюционными особенностями группы. Низкие результаты получены при ответе на  вопросы, где необходимо было продемонстрировать понимание механизмов и причин явлений. Например, вопросы нервной регуляции деятельности организма. Затруднения вызвал также вопрос о гистологическом строении мышечной ткани. Почти все участники ЕГЭ в ответе описывали анатомическое своеобразие мышц и их функциональную классификацию, а не особенности гистологического строения мышц, связанные с возрастом, условиями развития и т.п. человека или животного.
Задания С4 касаются проверки знаний по таким двум содержательным блокам, как «Эволюция органического мира» и «Экосистемы и присущие им закономерности». Эти темы требуют умения обобщать изученный в школе материал. Особые затруднения вызвали у выпускников ответы на следующие группы вопросов:
- выявление причин приспособленности организмов к окружающей среде;
- объяснение роли биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
- определение биологических и антропогенных факторов среды, сдерживающих рост численности популяций.
В некоторых случаях при ответах учащиеся путали причину и следствие либо повторяли часть вопроса. Так, например, при ответе на вопрос о том, к каким последствиям может привести сокращение численности насекомоядных птиц, участники ЕГЭ называли причины снижения численности самих насекомоядных птиц.
Задания С5 – это задачи по цитологии и молекулярной биологии. Один тип задач посвящен работе с таблицей генетического кода, а также требует от выпускника знаний по процессам транскрипции и трансляции. Другой тип задач основан на знаниях об изменениях генетического набора клетки во время митоза и мейоза.
При решении задач первого типа возникали незначительные затруднения, связанные с невнимательностью сдающих экзамен. Так, например, в 206 варианте необходимо было определить нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК. Большинство участников ЕГЭ указывали только одну цепочку ДНК, а значит, задание было выполнено не полностью. Кроме того, в некоторых ответах не указывалось, какая РНК описывается – информационная или транспортная.
Задачи на определение числа хромосом в половых и соматических клетках оказались особенно сложными. При ответе на них необходимо не только указать численное значение хромосом и молекул ДНК, но и дать пояснения. С эти заданием справились лишь единицы. А полностью правильного ответа, который можно было оценить в три балла, не дал никто.
Задания С6 – задачи по генетике. В этом блоке требуется составить схему скрещивания, объяснить полученные результаты и указать, какой закон проявляется в конкретном случае.
При решении генетических задач необходимо иметь четкие представления о доминантных и рецессивных признаках, об аллельных генах, об анализирующем скрещивании, о гетерогаметности и гомогаметности. Необходимо помнить, что у птиц гетерогаметными являются организмы женского пола. У многих участников ЕГЭ возникали затруднения с определением доминантного гена. Так, некоторые выпускники ориентировались, по-видимому, на свои жизненные, повседневные наблюдения, а не на проявление признаков в потомстве. Например, многие считали, что комолость коров – это рецессивный признак, т.к. большинство коров, которых мы видели в своей жизни, рогатые.
В блоке присутствовали задачи нескольких типов:
- на дигибридное скрещивание (закон независимого наследования признаков);
- на сцепленное с полом наследование признаков;
- на анализ родословных;
- на определение групп крови и резус-фактора.
Задачи на анализ родословных вызвали наибольшие затруднения. Судя по ответам, одни выпускники вообще не понимают суть схемы родословной, не знают условные обозначения, которые приняты в данном типе задач, другие указывают, что наследование признака сцеплено с полом, но обозначают аутосомные гены и не указывают половые хромосомы.
Несмотря на то, что в критериях оценки ответа требования к их оформлению определены четко, много замечаний именно по оформлению ответов. Участник ЕГЭ получает меньше баллов только потому, что в его работе представлены не все необходимые позиции:

1)   генотип и фенотип родителей;

2)   расписаны гаметы, производимые каждым из родителей;
3)   генотипы и фенотипы потомства;
4)   расчет соотношений различных генотипов и фенотипов в потомстве и указание генетического закона.

В целом следует отметить, что наиболее сложным из всех заданий части «С» для учащихся оказалось умение устанавливать взаимосвязи организмов, процессов и явлений, сравнение биологических объектов и процессов, выявление их общих и отличительных признаков.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...