Билет № 1
- Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.
- Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.
- Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.
Билет № 2
- Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.
- Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?
- Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Найдите поджелудочную железу на муляже. Что такое сахарный диабет и меры его профилактики?
Билет № 3
- Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение.
- Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком, объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.
- Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Найдите на рисунке клетку растений и клетку грибов. Сравните клетки.
Билет № 4
- Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.
- Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.
- Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Найдите на рисунке клетку растений и клетку животных и сравните их.
Билет № 5
- Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в жизни клетки и организма.
- Царство грибов, их характерные особенности. Классификация грибов (микроскопические и шляпочные грибы). Какую первую доврачебную помощь необходимо оказать при отравлении грибами?
- Подсчитайте свой пульс. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Что можно узнать по пульсу? Определите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.
Билет № 6
- Наследственность и изменчивость – свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.
- Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.
- Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения основных семейств класса Двудольные (1, 2, 3, 4, 5), по каким признакам вы их узнаете.
Билет № 7
- Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.
- Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строении, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспособленности.
- Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте особенности первой доврачебной помощи при переломе костей в различных отделах скелета.
Билет № 8
- Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.
- Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножении. Как человек использует знания о жизнедеятельности рыб для их искусственного разведения?
- Покажите на рисунке мышцы-антагонисты. Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясните, почему тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги?
Билет № 9
- Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
- Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохранения витаминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты?
- Найдите на рисунке бациллы, кокки, вибрионы. Охарактеризуйте царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.
Билет № 10
- Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.
- Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди готовых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи – к животным.
- Назовите на схеме все компоненты рефлекторной дуги. Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлексов. Приведите примеры безусловных рефлексов человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий