Доброго времени суток, ребята!
Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!
Тексты.
№1.
1.
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.
2.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
3.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов
питания.
4.
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.
5.
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.
№2.
1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.
2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.
3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.
№3.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
№4.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция – это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция – это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1.
Родство человека и животных подтверждается наличием у них
рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне
редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс,
обильный волосяной покров на теле человека, полулунную
складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к
признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они
проявляются при нарушении индивидуального развития
человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат:
многососковость, рождение хвостатых людей.
№8.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или
отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
№9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны
мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза
формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды
обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных
на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование
приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
№10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1.
Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот
фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной
эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция
возникала между генетически отдалёнными разновидностями и
видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с
близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов
достигается разными способами: различными сроками
созревания гамет, сходными местами обитания, способностью
яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6.
Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или
бесплодны.
№11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1.
Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными
характеристиками популяции являются численность,
плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4.
Совокупность всех генов популяции называется её
генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6.
Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е.
обладают различными генофондами.
№12. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1)
Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько
различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает
на возможность появления живых существ только от живых
родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд
других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза,
утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и
английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические
вещества и организмы возникли абиогенным путём из
неорганического вещества в результате длительной
эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
№13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с
изменением последовательности нуклеотидов в молекуле
ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся
класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют
мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5.
Появление геномных мутаций всегда связано с
возникновением двух или более разрывов хромосом с
последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6.
Наиболее распространённым типом геномных мутаций является
полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
№14. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1.
Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2.
Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и
её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое
влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский
учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором
движущими силами эволюции назвал неопределённую
изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении
утверждал, что в основе образования новых видов лежит
постепенное накопление различий между особями -
конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин
считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
№15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Согласно
основным положениям синтетической теории эволюции: 1.
Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость,
то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами
эволюции являются изменение генофонда популяции и
возникновение приспособленности организмов к условиям
существования. 3. Направляющий фактор эволюции -
естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении
наследственных изменений организма. 4. Наименьшая
эволюционная единица - вид. 5. Эволюция имеет постепенный и
длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции
называется макроэволюцией.
Ответы.
№1.
Ошибки
допущены в предложениях 1,4.
1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии№2.
Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.
№3.
Ошибки допущены в предложениях:
2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют
№4.
Ошибки допущены в предложениях:
1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы
№5
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции – это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте. Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.
4. Движущие силы (факторы) эволюции – это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте. Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.
№6.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — рудименты у человека встречаются часто, у животных — это обычно развитые признаки;
2) 3 — обильный волосяной покров на теле человека — это пример атавизма:
3) 6 — индивидуальное развитие называют онтогенезом.
№8.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации
№9.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.
2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.
5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
№10.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1) (3) Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция.
ИЛИ
Изоляция возникает между особями одной популяции.
2) (4) Возможность скрещивания между родственными видами выше.
3) (5) Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.
Примечание от составителей сайта.
(2
предложение). Этот фактор способствует сохранению
ПОПУЛЯЦИИ, как самостоятельной эволюционной единицы.
№11
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1) 1 — популяция – совокупность особей одного вида.
2) 3 — популяция – структурная единица вида.
3) 5 — Численность популяции изменяется в зависимости от разных фактор№12.
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
(2)
– Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого
из неживого (например, из дынного дерева или бараньей
подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Пастер опровергли гипотезу самозарождения.
(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
№13.
ошибки допущены в предложениях:
1) 3
– хромосомные мутации не так часто возникают, как генные
мутации; генные мутации - наиболее часто встречающийся класс
мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
№14.
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
ИЛИ
Накопление различий между особями не называется конвергенцией.
№15.
Ошибки допущены в предложениях:
1)
2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость,
популяционные волны, естественный отбор — движущие силы
эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий