4.6. Происхождение человека
1.
Почему
людей разных рас относят к одному виду?
ОТВЕТ: Люди всех рас относятся к виду человек разумный,
потому что имеют одинаковое количество и форму
хромосом в соматических клетках, от межрасовых браков рождаются плодовитое потомство, они сходны по строению, жизнедеятельности, умственному
развитию.
2. В чем заключается биосоциальная природа
человека?
ОТВЕТ: Человек является биологическим существом, потому что, как и все живые организмы, способно к обмену веществ, росту, развитию,
размножению и т.д.. Но в то же
время, он является социальным существом,
так как он живет и развивается в обществе. Его становление как человека
возможно только в процессе воспитания и обучения в обществе.
3. Каковы
биологические и социальные факторы антропогенеза?
ОТВЕТ: Биологические: естественный отбор, борьба за существование,
наследственная изменчивость, изоляция и дрейф генов. Социальные: общественный
образ жизни и трудовая деятельность.
4. Чем доказывается принадлежность человека к
классу Млекопитающих?
ОТВЕТ: Выкармливает потомство молоком, кожа многослойная с различными железами, имеют
роговые образования – волосы, зародыш развивается в матке, большие
полушария покрыты корой мозга, сложное поведение, забота о потомстве и др.
5. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
ОТВЕТ: признаки древних предков (атавизмы) заложены
в геноме человека;в процессе эволюции некоторые древние признаки
утрачивают своё значение и контролирующие их гены не проявляются в фенотипе; в редких случаях эти гены
начинают функционировать и происходит нарушение индивидуального развития
организма, проявляются признаки древних
предков.
4.7. Эволюция органического мира
1.Какое явление называют микроэволюцией?
ОТВЕТ: Процесс образования новых подвидов и видов.
2. Какое явление называют макроэволюцией?
ОТВЕТ: Процесс образования надвидовых систематических групп.
3. Муха-осовидка сходна по окраске и форме
тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и
относительный характер приспособления.
ОТВЕТ: Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает
признаки защищенного организма называется мимикрия. Сходство с осой
предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. Но эта защита не
дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался
рефлекс на осу, могут ее съесть.
4. Какова роль кроссинговера в эволюционном
процессе?
ОТВЕТ: Кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом в мейозе,
приводит к разнообразию гамет и, как следствие, генетическому разнообразию
потомства. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность действия
естественного отбора и возникновения большего разнообразия приспособлений к
условиям окружающей среды.
5. Какова роль движущих сил эволюции в
формировании приспособленности организмов?
ОТВЕТ: Благодаря
наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной.
В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному
отбору. Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных
условиях признаки, так формируются приспособления к среде.
6. Назовите тип защитного приспособления от
врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки
морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных
растений.
ОТВЕТ: Морской конек зависает
среди водорослей и становится
незаметным для хищников. Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами
называется маскировка. Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при
движении рыбы, или на открытом пространстве
рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается
относительный характер приспособленности.
7. Назовите тип защитного приспособления,
объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы,
которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на
сучок.
ОТВЕТ: Подражание неподвижным телам природы ( подражательное
сходство), покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница
неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для
насекомоядных птиц. Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при
движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.
8. Назовите ароморфозы, которые позволили
древним земноводным освоить сушу?
ОТВЕТ: Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный
кислород), конечностей (для передвижения на суше), трехкамерного сердца и двух
кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).
9. Назовите ароморфозы, которыми
сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши?
ОТВЕТ: Переход только
на легочное дыхание (появление ячеистых
легких); появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания);
внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек.
10. Назовите ароморфозы, которыми
сопровождалась эволюция птиц?
ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце,
появление альвеолярных легких, двойное дыхание,
развитие больших полушарий и др.
11. Назовите ароморфозы, которыми
сопровождалась эволюция млекопитающих?
ОТВЕТ:
Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких,
появление коры больших полушарий, выкармливание детенышей молоком,
живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами
12. Каково значение в эволюции галапагосских
вьюрков появления клювов разной формы?
ОТВЕТ: Дало возможность
использовать в пищу разные корма, а это способствовало ослаблению конкуренции.
В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование
новых видов.
13. Почему высокая численность вида является
показателем биологического прогресса?
ОТВЕТ: Большая численность
способствует расширению ареала,
увеличивает вероятность встречи особей и их
свободного скрещивания,
увеличивается разнообразие особей из-за
большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.
14. Какие
палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?
ОТВЕТ: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов,
переходные формы (например, археоптерикса),
филогенетические ряды (например, лошади).
15. Объясните причину индустриального меланизма
у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму
отбора.
ОТВЕТ: Индустриальный меланизм
- это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха
в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по
сравнению со светлоокрашенными. Причина изменения направления естественного
отбора в пользу темноокрашенных бабочек – загрязнение стволов берез копотью в
промышленных районах, что дает
преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей
формы естественного отбора.
16. Почему большинство организмов в ходе
эволюции перешли к половому размножению?
ОТВЕТ: Половое размножение увеличивает
разнообразие потомства, что ускоряет естественный отбор- главную направляющую
силу эволюции.
17. Почему
со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?
ОТВЕТ: В популяции насекомых
–вредителей из-за появления мутаций со
временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. Эти особи сохраняются
естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается.
Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на
вредителей.
18. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего
аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной
теории возникновение данного вида приспособления.
ОТВЕТ: Вид приспособленности, когда
незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия.
Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам.
Особи, незащищенного вида, имеющие
сходство с особями защищенного вида,
получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и
распространяются в популяции.
19. Назовите тип приспособления, значение
защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы,
которая живет в морских водоемах близ дна.
ОТВЕТ: Тип окраски –
покровительственная – слияние с фоном морского дна; способность изменять
окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя
скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не помогает при
движении рыбы, и она становится заметной для врагов.
20. Популяцию считают единицей эволюции.
Обоснуйте это утверждение.
ОТВЕТ: В популяции:
накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда; происходит миграция
особей и обмен генами; происходит борьба за существование и естественный отбор
21. Какие органические вещества обеспечили
воспроизводство организмов в период возникновения жизни?
ОТВЕТ: Нуклеиновые кислоты.
22. Что представляют собой полученные в
лабораторных условиях коацерваты?
ОТВЕТ: Сгусток органических веществ.
23. В основе
какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле
химическим путем?
ОТВЕТ: Теории абиогенного синтеза.
24. Почему первые живые организмы были
гетеротрофами?
ОТВЕТ: В первичном океане было много органических веществ, и отсутствовали автотрофы.
25. Почему брожение считают эволюционно более
древним типом энергетического обмена, чем дыхание?
ОТВЕТ: Брожение осуществляется без участия кислорода, которого не
было в атмосфере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий