пятница, 25 апреля 2014 г.

Растения, грибы, бактерии, лишайники




Задания ЕГЭ по биологии. Часть  С
1. Раздел «Растения, грибы, бактерии, лишайники»

1.      Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?
    ОТВЕТ: Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы и то, что она - двулетнее растение.

2.      С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев
     ОТВЕТ: Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей.
3.      Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?
    ОТВЕТ: Не повреждать грибницу, так как  на разрушенной грибнице не образуются плодовые тела.
4.      Почему на лесных тропинках растения отсутствуют  или сильно разрежены?
     ОТВЕТ: Постоянное вытаптывание приводит  к уплотнению почвы, нарушению водного и воздушного режима корней, угнетению растений.
5.      Почему яблоки многих сортов при долгом хранении  становятся рыхлыми?
      ОТВЕТ: При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.
В заболоченных районах тундры многие растения страдают  от недостатка влаги. С чем это связано?
     ОТВЕТ: Холодная вода плохо всасывается корнями
6.      Какие признаки характерны для Царства Растений?
     ОТВЕТ: Наличие в клетках пластид, клеточной стенки из клетчатки, вакуолей с клеточным соком,  фотосинтез, рост в течение всей жизни, прикрепление к субстрату.
7.      Какие признаки характерны для мхов?
     ОТВЕТ: Отсутствие корней, наличие стебля ,  листьев и  ризоидов, обитание во влажных местах, размножение спорами и половое, оплодотворение в воде, преобладание гаметофита (полового поколения) над  спорофитом (бесполого поколения) в чередование поколений.
8.      Почему неправильно относить грибы к растениям?
     ОТВЕТ: Клетки грибов не имеют хлоропластов и хлорофилла, они не способны к фотосинтезу.
9.      Почему бактерий относят в отдельное царство?
      ОТВЕТ: В клетках бактерий нет оформленного ядра и многих органоидов (митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС)
10.  Почему покрытосеменные растения заняли на Земле господствующее положение?
     ОТВЕТ: Зародыш семян защищен околоплодником плода и обеспечен питательными веществами, цветковые растения  имеют различные приспособления к опылению, распространению семян, к питанию, размножению, к обитанию в различных условиях.
11.  Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?
     ОТВЕТ: По мере роста дерева корневая система разрастается, а корни впитывают  корневыми волосками, которые следуют за  кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они   находятся по краям приствольных кругов.
12.  Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?
13.  ОТВЕТ: Во время хранения живые клетки дышат и  при дыхании  используют органические вещества и испаряют воду.
14.  Какое преимущество имеют голосеменные  растения  по сравнению с папоротникообразными?
       ОТВЕТ: Их размножение не зависит от наличия воды, зародыш внутри семян обеспечен питательными веществами.

15.  Почему вспашка улучшает условия жизни культурных растений?
      ОТВЕТ: Помогает уничтожению сорняков, ослабляет конкуренцию с другими культурными растениями, улучшает снабжение водой и минеральными веществами, поступление кислорода к корням.
16.  Как человек использует плесневые грибы?
     ОТВЕТ: Специально выращивая, получает из них витамины, антибиотики (пенициллин), применяет некоторых при приготовлении  сыров.
17.  Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
      ОТВЕТ: Молодые деревья вступают в симбиоз с грибами: мицелии грибов,  оплетая корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев, они легче переносят засуху.
18.  Какова функция хлорофилла в  растительной клетке?
     ОТВЕТ: Поглощают энергию света и преобразуют его энергию в химическую энергию органических веществ.
19.  Почему  клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
      ОТВЕТ: При варке разрушается межклеточное вещество, связывающее клетки.
20.  Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
  ОТВЕТ: При замораживании разрушаются клетки,  и при оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок.
21.  Докажите, что корневище растений является видоизмененным побегом.
ОТВЕТ:  Побег состоит из стебля, листьев, узлов, почек. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные  листья и почки, на верхушке  находится верхушечная почка, определяющая рост побега. Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. От корневища отходят придаточные корни. Все это доказывает, что корневище – это видоизмененный побег.
22.  Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ:  Появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами для защиты от испарения. Появление слаборазвитой проводящей системы для транспорта веществ. Появление механической ткани для выполнения опорной функции. Наличие ризоидов для закрепления в почве.
23.  В чем сходство и различие плодов растений семейства Мотыльковых (Бобовых) и Крестоцветных (Капустных)?
ОТВЕТ: Мотыльковые  имеют плод боб, а Крестоцветные – стручок или стручочек. Сходства: боб и стручок (стручочек) – сухие многосемянные вскрывающиеся  плоды. Различия: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке – на пленчатой перегородке.
24.  В чем сходство и различие плодов растений семейств Злаковых и Сложноцветных?
ОТВЕТ:  Сходства: у них односемянные невскрывающиеся плоды. Различия: у злаковых плод – зерновка, а у сложноцветных – семянка. У зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки.
25.  Ученик в ответе указал, что растения семейства Мотыльковых (Бобовых) имеют правильный пятичленный цветок, мочковатую корневую систему и плод стручок. Найдите ошибки в этом ответе и прокомментируйте их.
ОТВЕТ: Цветок Мотыльковых пятичленный, неправильный: непарный лепесток – парус, парные – весла и сросшиеся – лодочка. Корневая система стержневая, так как это семейство относится к  классу Двудольных. Плод боб, а не стручок.
26.  Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?
ОТВЕТ: Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы широким радиусом для максимального запасания в период дождей. У некоторых растений вода запасается в листьях, стеблях и других органах. Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
27.  Объясните,  почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
ОТВЕТ: Мелкие семена содержат мало питательных веществ, которых недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
28.  Какие особенности плода – костянки обеспечивают распространение семян многих представителей  растений  семейства Розоцветные?
ОТВЕТ: Костянка -  односемянный плод с яркоокрашенной  сочной  мякотью, чем привлекает животных. Костянки поедаются птицами и млекопитающими, при этом семена, покрытые одревесневшей частью околоплодника, не перевариваются в пищеварительном канале и удаляются с пометом наружу.
29.  Каково значение различных цветков в соцветиях растений семейства Сложноцветные?
ОТВЕТ:    трубчатые и язычковые- для образования семян (располагаются в центре), воронковидные и ложноязычовые - для привлечения насекомых-опылителей (располагаются по краям).
30.  Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?
ОТВЕТ:  Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и  увеличения численности, приобретения   потомством  новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.
Польза для насекомых: растения являются источником  пищи (пыльца, нектар) и убежищем.
31.  Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают вер­хушку главного корня, а при размножении кустов смороди­ны используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой систе­мы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.
ОТВЕТ: 1)Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (дву­дольных растений) стержневой.
2)При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней)
32.  По каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений?
ОТВЕТ: Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам, органические вещества – по ситовидным трубкам луба. Вода и минеральные вещества передвигаются за счет сил корневого давления и сосущей силы, возникающей при испарении воды, а органические вещества – за счет разницы концентрации и давления.
33.  Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?
ОТВЕТ: Вспашка увеличивает количество кислорода в почве, рыхлая почва лучше впитывает влагу, при вспашке уничтожаются сорняки.
34.  Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. 
ОТВЕТ: 1) возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; 2) появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;  3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию; 4) образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.
35.  Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

ОТВЕТ:
1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;
2) побеги служат органами вегетативного размножения; отличие:
 3) клубень - видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал)
36.  Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?
ОТВЕТ:  
1) грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов
2) грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков
3) в отличие от животных грибы растут в течение всей жизни.
4) их тело состоит из тонких ветвящихся нитей – гифов, образующих мицелий, или грибницу
5) клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена
37.  С какой целью при пересадке  рассады капусты прищипывают кончик корня?
ОТВЕТ: Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений
38.  К каким последствиям может привести  внесение в почву избытка минеральных удобрений?
Ответ: К загрязнению окружающей среды.
39.  В ХVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.
ОТВЕТ:  масса растения увеличилась за счёт органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ
40.  Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?
ОТВЕТ:  При разрезании повреждаются вакуоли,  и из них вытекает клеточный сок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...