http://www.stksosh.edusite.ru/p51aa1.html |
Задания части С1 посвящены
использованию теоретических знаний в практической деятельности. В этом блоке
лучшие результаты получены при ответах на вопросы, касающиеся наиболее
известных школьникам из повседневного опыта объектов и явлений. Например,
вопрос о роли дождевых червей в повышении плодородия почвы. Больше всего
затруднений вызвал вопрос о популяционных взаимодействиях между волками,
северными оленями и ягелем. Этот вопрос поставил многих учащихся в тупик из-за
того, что они не понимали, что такое ягель, к какому царству органического мира
он относится.
Задания части С2 проверяют умение
экзаменуемых работать с текстом и рисунками, или анализировать текст
биологического содержания, выявлять ошибки и исправлять их, предложив
правильные формулировки. Для успешного выполнения такого задания необходимо
обладать умением внимательно читать текст, анализировать его и корректно
формулировать свои мысли в письменной форме. Так, многие учащиеся только
отмечали номера предложений, в которых были допущены ошибки и, соответственно,
получали за такую работу 0 баллов. Другие не могли правильно и последовательно
изложить свои мысли. Например, при исправлении суждения: «Тироксин уменьшает
содержание сахара в крови», - был получен ответ: «Инсулин». Направление мысли участника ЕГЭ правильное,
однако в ответе не сказано какое именно влияние оказывает инсулин на содержание
сахара в крови, соответственно, ответ на вопрос не дан.
Также традиционно в
этом блоке много внимания уделяется оценке знаний по систематике, а также
наиболее важных свойств типов и классов животных и растений. В этом году
задания были по определению систематических категорий растений. Учащиеся путают
классы и семейства, относят к покрытосеменным растениям только те, семя которых
расположено в сочной мякоти плода (яблоко) и т.д.
Задания части С3 предполагают
проверку умений обобщать и применять знания по разделам биологии:
- многообразие живого
на планете;
- процессы жизнедеятельности,
протекающие на организменном уровне, у представителей различных царств живой
природы и человека.
При решении этих
заданий учащиеся должны продемонстрировать знание признаков таксонов и связать
их с экологическими и эволюционными особенностями группы. Низкие результаты
получены при ответе на вопросы, где
необходимо было продемонстрировать понимание механизмов и причин явлений.
Например, вопросы нервной регуляции деятельности организма. Затруднения вызвал также
вопрос о гистологическом строении мышечной ткани. Почти все участники ЕГЭ в
ответе описывали анатомическое своеобразие мышц и их функциональную
классификацию, а не особенности гистологического строения мышц, связанные с
возрастом, условиями развития и т.п. человека или животного.
Задания С4 касаются проверки
знаний по таким двум содержательным блокам, как «Эволюция органического мира» и
«Экосистемы и присущие им закономерности». Эти темы требуют умения обобщать
изученный в школе материал. Особые затруднения вызвали у выпускников ответы на
следующие группы вопросов:
- выявление причин
приспособленности организмов к окружающей среде;
- объяснение роли
биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
- определение
биологических и антропогенных факторов среды, сдерживающих рост численности
популяций.
В некоторых случаях
при ответах учащиеся путали причину и следствие либо повторяли часть вопроса.
Так, например, при ответе на вопрос о том, к каким последствиям может привести
сокращение численности насекомоядных птиц, участники ЕГЭ называли причины
снижения численности самих насекомоядных птиц.
Задания С5 – это задачи по
цитологии и молекулярной биологии. Один тип задач посвящен работе с таблицей
генетического кода, а также требует от выпускника знаний по процессам
транскрипции и трансляции. Другой тип задач основан на знаниях об изменениях
генетического набора клетки во время митоза и мейоза.
При решении задач
первого типа возникали незначительные затруднения, связанные с
невнимательностью сдающих экзамен. Так, например, в 206 варианте необходимо
было определить нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы
ДНК. Большинство участников ЕГЭ указывали только одну цепочку ДНК, а значит,
задание было выполнено не полностью. Кроме того, в некоторых ответах не
указывалось, какая РНК описывается – информационная или транспортная.
Задачи на определение
числа хромосом в половых и соматических клетках оказались особенно сложными.
При ответе на них необходимо не только указать численное значение хромосом и
молекул ДНК, но и дать пояснения. С эти заданием справились лишь единицы. А
полностью правильного ответа, который можно было оценить в три балла, не дал
никто.
Задания С6 – задачи по
генетике. В этом блоке требуется составить схему скрещивания, объяснить
полученные результаты и указать, какой закон проявляется в конкретном случае.
При решении
генетических задач необходимо иметь четкие представления о доминантных и
рецессивных признаках, об аллельных генах, об анализирующем скрещивании, о
гетерогаметности и гомогаметности. Необходимо помнить, что у птиц
гетерогаметными являются организмы женского пола. У многих участников ЕГЭ
возникали затруднения с определением доминантного гена. Так, некоторые выпускники
ориентировались, по-видимому, на свои жизненные, повседневные наблюдения, а не
на проявление признаков в потомстве. Например, многие считали, что комолость
коров – это рецессивный признак, т.к. большинство коров, которых мы видели в
своей жизни, рогатые.
В блоке
присутствовали задачи нескольких типов:
- на дигибридное
скрещивание (закон независимого наследования признаков);
- на сцепленное с
полом наследование признаков;
- на анализ
родословных;
- на определение
групп крови и резус-фактора.
Задачи на анализ
родословных вызвали наибольшие затруднения. Судя по ответам, одни выпускники вообще
не понимают суть схемы родословной, не знают условные обозначения, которые
приняты в данном типе задач, другие указывают, что наследование признака
сцеплено с полом, но обозначают аутосомные гены и не указывают половые
хромосомы.
Несмотря на то, что в
критериях оценки ответа требования к их оформлению определены четко, много
замечаний именно по оформлению ответов. Участник ЕГЭ получает меньше баллов
только потому, что в его работе представлены не все необходимые позиции:
1)
генотип
и фенотип родителей;
2)
расписаны
гаметы, производимые каждым из родителей;
3)
генотипы
и фенотипы потомства;
4)
расчет
соотношений различных генотипов и фенотипов в потомстве и указание
генетического закона.
В целом следует
отметить, что наиболее сложным из всех заданий части «С» для учащихся оказалось
умение устанавливать взаимосвязи организмов, процессов и явлений, сравнение
биологических объектов и процессов, выявление их общих и отличительных
признаков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий