Страницы

Микромир

С первого взгляда не очень понятно, что за объект на фотографии.
А это мотылек! Именно так он выглядит под электронным микроскопом. Интересные фотографии можно посмотреть на сайте http://www.nanoflight.info/ немецкого фотографа Штефана Диллера. Вот такие симпатичные живут рядом!


Вирусы и бактерии

Повторяем, ребята, материал по вирусам и бактериям!



Вирусы - это чрезвычайно маленькие микроорганизмы, вирусы можно рассмотреть, только применяя электронный микроскоп. В зависимости от того, какой они формы их делят на винтообразные, икосаэдры (двадцатигранники), бактериофаги и капсульные вирусы.

суббота, 28 сентября 2013 г.

Вопросы к зачету по опорно-двигательной системе.



1.Внешнее и внутреннее строение кости.
2. Виды соединения костей.
3. Характеристика тканей, составляющих скелет.
4. Особенности скелета человека. Сравнение со скелетом животного.
5. Скелет: общий план строения, функции.
6. Химический состав костей. Классификация костей скелета человека.
7. Строение позвоночного столба. Строение позвонков, отделы позвоночного столба, физиологические изгибы (лордоз и кифоз), сроки их формирования. Особенности строения позвонков в каждом отделе позвоночного столба. Количество позвонков.
8. Строение и функции грудной клетки.
9. Кости черепа, их соединение. Возрастные особенности черепа.
10. Суставы, их строение.
11. Кости верхних конечностей. Кости нижних конечностей.
12. Нарушения в опорно-двигательной системе (плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, рахит).
13. Первая помощь при травмах скелета. Виды травм.
14. Нарушение осанки. Виды. Причины нарушения.
15. особенности скелета человека, связанные с прямохождением, с развитием мозга и речи, с трудовой деятельностью людей.


вторник, 24 сентября 2013 г.

Домашнее задание для 10У

Доброго времени суток, ребята!
Новое домашнее задание по теме "Сущность жизни". Выполнить его можно так: пишите № задания, затем номер пропуска и указываете слово. В  задании №3 нужно написать номер предложения, в котором содержится ошибка, и написать его правильно. Задания можно отправить в контакте или на почту irinush_ka@mail.ru или просто сделать в тетради по биологии.

воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Биологическая систематика

Доброго времени суток, ребята! Начинаем повторять материал к ЕГЭ по биологии! Первые вопросы посвящены биологии, как науке. Необходимо знать названия частных биологических наук и что они изучают. Напоминаю, что в прошлом году мы провели совместную работу по составлению небольшого словарика. Повторяем термины здесь.
Для проверки своих знаний по методам биологии и свойствам живого предлагаю решить тест.
Выполнить задание по рисунку:

Для расширения знаний по вопросам систематики предлагаю прочитать этот текст.

пятница, 20 сентября 2013 г.

Скелет человека

Скелет - совокупность твёрдых образований, составляющих опору, остов тела человека. Является опорно-двигательной системой человека. Скелет состоит из костей черепа, позвоночника и грудной клетки (осевой скелет), а также костей верхних конечностей и костей нижних конечностей (добавочный скелет). 
Посмотреть анатомический атлас рекомендую здесь. Очень хороший ресурс. 

А теперь немного рисунков, иллюстрирующих строение костей, типы их соединения и др. Подобные рисунки могут быть в виде рисуночных тестов в ЕГЭ по биологии.

понедельник, 16 сентября 2013 г.

Тесты по теме эволюции

Для тренировки, ребята, предлагаю такие варианты тестов.

Тест онлайн из 10 вопросов, средней сложности http://www.testbio.pro/general_biology/evolution/aak1000qa_evolution_training_test.php
 А здесь тест по происхождению человека http://testbio.pro/general_biology/evolution/aak1000qa_anthropogenesis_training_test.php
А здесь собраны вопросы части А,В,С http://vschool31.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=142

Задание для 11 М - тема "эволюция"

Доброго времени суток, ребята! Прежде чем начнете выполнять домашнюю работу, прочитайте ниже текст о критериях вида. Много вопросов по теме эволюции связано именно с критериями вида. Домашняя работа предполагает открытые ответы, если ваш первый результат вас не устраивает, то можно пройти тест ещё раз. Всего 30 вопросов. Критерии оценки 28-30 правильных ответов "5", 25-27 ответов -"4", 22-24 ответа - "3". А ниже просто не может быть.

Номер варианта: 196795. Ссылка для учащихся: http://bio.reshuege.ru/test?id=196795


Кратко о теориях эволюции

Теория Дарвина
Предпосылками эволюции, по Дарвину, являются: размножение организмов в геометрической прогрессии и ограниченность природных ресурсов
К движущим силам эволюции относятся: борьба за существование и естественный отбор. Факторы эволюции: изменчивость, наследственность и изоляция
Следствия эволюции: повышение приспособленности видов, образование новых видов и общая прогрессивная эволюция органического мира
Центральным моментом в дарвиновской теории эволюции является учение о естественном отборе.
Теория Ламарка 
Всех животных Ламарк распределил по шести ступеням, уровням (или, как он говорил, «градациям») по сложности их организации.
В живом мире постоянно происходит плавная эволюция. Исходя из этого, Ламарк пришёл к выводу, что видов в природе на самом деле не существует, есть только отдельные особи.Каждый последующий класс произошел из предшествующего и обладает более сложной организацией чем тот.
 Резкие скачки сложности организации, то есть, то что сейчас называется араморфозом, были названы Ламарком градациями. По его мнению, они вызваны внутренним стремлением живой материи к усложнению организации
Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для объяснения этого учёный сформулировал несколько «законов». Прежде всего, это «закон упражнения и неупражнения органов».
Другой «закон» Ламарка — «закон наследования приобретённых признаков». Полезные признаки, приобретённые животным, по мнению Ламарка, передаются потомству. 

Кювье и Сент-Илер


ЖОФФРУА́ СЕНТ-ИЛЕ́Р Этьен (Geoffroy Saint-Hilaire) (1772-1844) — французский ученый-зоолог, эволюционист, один из предшественников Ч. Дарвина. Совместные работы Ж. Кювье и Э. Жоффруа Сент-Илера положили начало реформе классификации позвоночных животных по сравнительно-анатомическим признакам. На основе сравнительно-анатомических доказательств единства строения организмов внутри отдельных классов позвоночных Жоффруа Сент-Илер предпринял поиски морфологического единства животных разных классов, использовав метод сравнительного изучения зародышей, который впоследствии лег в основу эмбриологических доказательств эволюции и биогенетического закона. Для обоснования учения о единстве плана строения животных в «Философии анатомии» он применил разработанную им синтетическую морфологию, опирающуюся на «теорию аналогов», а также на принципы связей, избирательного сродства органических элементов и равновесия (уравновешивания) органов. Однако, стремясь всемерно расширить учение о единстве плана строения, ученый допустил ряд ошибок, признавал соответствие между наружным хитиновым скелетом членистоногих и внутренним костным скелетом позвоночных. Его учение о едином плане организации всех типов животного мира без учета качественных различий, способствовало утверждению в науке идеи единства происхождения, а потому подвергалось нападкам со стороны ученых, стоявших на позициях неизменяемости видов.


Жорж КЮВЬЕ
(Francois Andre Vincent Baron Georges Cuvier)
1769–1832
Великий французский зоолог сыграл значительную роль в создании палеонтологии и сравнительной анатомии. В основу классификации положил строение нервной системы, исходя из этого в 1812 сформулировал учение о четырех “типах” организации животных: “позвоночных”, “членистых”, “мягкотелых” и “лучистых”. Описал большое число ископаемых форм и предложил определять по ним возраст геологических слоев, в которых они обнаружены. Реконструировал целые организмы по немногим частям, найденным при раскопках. Чтобы объяснить смену флоры и фауны в различные периоды эволюции Земли, выдвинул теорию катастроф. Кювье был последователем Карла Линнея и отвергал эволюционные воззрения Ж. Ламарка и Э. Жоффруа Сент-Илера.

четверг, 12 сентября 2013 г.

Биологические задачи "Эволюция ОДС"

Ребята, предлагаю коллективно решить биологические задачи на эволюцию опорно-двигательной системы. Ответы размещайте в комментариях, указывая номер задачи. Могут быть дополнения к друг другу.

Задача 1. Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.


Задача 2. В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных? 

Задача 3. Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?

Задача 4. Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?


Задача 5.О чем свидетельствует разное положение конечностей относительно туловища
у разных классов позвоночных?

вторник, 10 сентября 2013 г.

Задание для 10 управленческого

История любой науки - это история открытий и, конечно же, ученые. В комментариях к посту  прикрепляйте свои сообщения об ученых - биологах 20 века, внесших значительный вклад в развитие биологии. Ограничения: объем сообщения не более 5 строк. Содержание сообщения: имя, область интересов, открытие, можно добавить годы жизни .

Сообщение для 11М

Доброго времени суток, ребята!

Завтра у нас первый урок биологии в этом учебном году! Срываем чепчики и бросаем их вверх с криком "Ура!" Как, еще не бросаете?! Просто вы еще не прочитали дополнительные материалы к лекции по истории развития эволюционной теории! Они ниже в постах! Прочитали? А теперь разминка: решаем онлайн до 100% выполнения очень простой тестик вот здесь http://test.biologii.net/projti_test.php?test=57 Ведь впереди совсем небольшая самостоятельная работа (из 25 тестовых вопросов). Тренируемся! Удачи!

Предпосылки возникновения теории Дарвина

Социально-экономические условия Англии в первой половине XIX в. способствовали развитию эволюционных взглядов. Англия была наиболее развитой капиталистической страной. В рассматриваемый период в Англии интенсивно развивалась промышленность, росли города, увеличивалась численность пролетариата. Одновременно возрастал спрос на продукты сельского хозяйства. Это требовало повышения продуктивности сельскохозяйственных растений и домашних животных. 

Растениеводы и животноводы улучшали методы селекции. Можно сказать, на глазах в течение нескольких лет появились новые высокопродуктивные сорта пшеницы, ржи и других культур, новые породы овец и крупного рогатого скота. Достижения селекционеров, несомненно, обращали на себя внимание пытливых наблюдателей и направляли мысль в сторону признания изменяемости видов, исторического воззрения на живую природу.
В первой половине XIX в. Англия стала крупнейшей колониальной державой, захватывавшей все новые и новые владения. Английские военные и торговые суда бороздили все моря и океаны, посещали все континенты. Как правило, в экипаж кораблей включались опытные натуралисты. Они накапливали в музеях Англии богатые естественно-научные коллекции по геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии. В экспедиции на корабле «Бигль» принимал участие Чарлз Дарвин, совершив на нем кругосветное путешествие, которое длилось 5 лет (1831—1836).

Дарвинизм

 









Эволюционное учение Ч. Дарвина основано на огромном фактическом материале. В то же время, дарвинизм отличается от всех остальных эволюционных теорий строгой логичностью и последовательностью.

Биология - наука о жизни

Биология - наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, их природные сообщества. Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г Р. Тревиранусом.  Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изучающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют социальные, или гуманитарные (лат. humanitas - человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества. 

Прочитать дальше можно здесь 
 

Линней

Понятие о виде.
Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и животных, необходима была какая-то единица систематики. Такой единицей, общей для всего живого, Линней считал вид. Видом Линней назвал группу особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид состоит из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство. Например, лесная малина - это один вид, костяника другой, морошка третий вид растений. Все кошки домашние составляют один вид, тигры - другой, львы - третий вид животных. Следовательно, Весь органический мир состоит из различных видов растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из отдельных звеньев - видов.
Линней открыл и описал около 1500 видов растений и свыше 400 видов животных, он распределил все виды растений и животных по крупным группам - классам, каждый класс он разбил на отряды, каждый отряд на роды. Каждый род Линней составил из сходных видов.

Ламарк


Дмитрий Самин
   
Тайны живого

Теория эволюции органического мира
В 1909 году в Париже было большое торжество: открывали памятник великому французскому натуралисту Жану Батисту Ламарку в ознаменование столетия со дня выхода в свет его знаменитого сочинения «Философия зоологии». На одном из барельефов этого памятника изображена трогательная сцена: в кресле в грустной позе сидит слепой старик — это сам Ламарк, потерявший в старости зрение, а рядом стоит молодая девушка — его дочь, которая утешает отца и обращается к нему со словами:

«Потомство будет восхищаться вами, мой отец, оно отомстит за вас».
ГОРЕЛЬЕФ НА ПАМЯТНИКЕ ЛАМАРКУ
У ВХОДА В ПАРИЖСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД
Памятник работы скульптора Л. Фажеля (L. Fagel)
Ламарк изображен слепым, рядом с дочерью Корнелией, которой приписываются
слова, выгравированные у основания горельефа:
«Потомство будет восхищаться Вами, оно отомстит за Вас, отец»

понедельник, 9 сентября 2013 г.

100 000 посещений блога!

Вчера блог отметил своего стотысячного посетителя! Два учебных года мой блог помогает детям изучать биологию. Думая о том, что же мне написать по этому поводу, сочинила несколько речей. А сегодня решила: к чему лишние слова! Новый учебный год начался, и значит на блог пришли ученики, так давайте УЧИТЬСЯ! И совсем не важно из какой вы страны, нас всех объединяет любовь к биологии (или необходимость её выучить)!

Россия
74218
Украина
8240
Беларусь
3447
Казахстан
2500
США
1220
Молдова
510
Киргизия
201
Латвия
190
Узбекистан
170
 Германия
164